ПРОВЕРИТЬ СЕРТИФИКАТ НА ПОДЛИННОСТЬ
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Росстандарт не наделен полномочиями по осуществлению работ по подтверждению соответствия, включая выдачу сертификатов соответствия.
Одновременно сообщаем, что в рамках сбора сведений об использовании бланков строгой отчетности на продукцию в Системе сертификации ГОСТ Р (обязательная сертификация) подведомственным Ростандарту ФБУ «КВФ «Интерстандарт» до 1 января 2015 г. велся информационный ресурс «Сертификаты ГОСТ Р», содержащий данные по обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.
В свою очередь, информация о выданных сертификатах соответствия по добровольной сертификации не подлежала и не подлежит передаче на сервер Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Реестры добровольных сертификатов соответствия, выдаваемых в рамках Системы сертификации ГОСТ Р, ведутся органами по сертификации, их выдавшими.
Наряду с вышеизложенным сообщаем, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», на Росстандарт возложены полномочия по ведению Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации (далее – Единый реестр).
Государственная услуга по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации предоставляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минпромторга России от 10 октября 2012 г. № 1440 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации».
При этом обращаем внимание, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о техническом регулировании Росстандарт не обладает полномочиями по осуществлению контроля за системами добровольной сертификации, зарегистрированными в Едином реестре, вследствие чего ведение реестров сертификатов соответствия, выдаваемых в рамках каждой конкретной системы, формирование структуры и состава их участников, определение порядка проведения работ в рамках этих систем не входят в сферу компетенций Росстандарта, а относятся к компетенции организаций – держателей этих Систем. Указанные параметры регламентируются утвержденными держателем каждой конкретной системы добровольной сертификации Правилами функционирования.
Ознакомиться с перечнем зарегистрированных в Едином реестре систем добровольной сертификации, функционирующих в интересующей области, а также с контактными данными организаций-держателей систем добровольной сертификации для уточнения информации о сертификации и выданных в рамках этих систем сертификатах соответствия Вы можете в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, размещенном на официальном сайте Росстандарта по следующей ссылке:
https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr.
Также сообщаем, что предоставить информацию о сертификатах соответствия, выдаваемых в рамках зарегистрированных в едином реестре систем добровольной сертификации, могут органы по сертификации, выдавшие эти сертификаты соответствия.
Дополнительно информируем, что согласно федеральному законодательству о техническом регулировании добровольное подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется по инициативе заявителя на основании договора между заявителем и органом по сертификации, определенным статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствующей области для выполнения работ по сертификации, при возможном привлечении к процессу сертификации аккредитованной испытательной лаборатории (центра); при этом согласно статье 31 указанного федерального закона аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно Положению о Федеральной службе по аккредитации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) осуществляет функции по формированию национальной системы аккредитации, а также ведение реестра аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц и федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц.
Подробная информация об аккредитованных в лицах, в том числе органах по сертификации и испытательных лабораториях, размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (http://fsa.gov.ru/) в разделе «Реестры».
Что касается сведений о документах обязательного подтверждения соответствия – сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, – информируем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» (вместе с «Положением о Федеральной службе по аккредитации») Федеральная служба по аккредитации является федеральным органом исполнительной власти, помимо прочего осуществляющим функции по формированию и ведению единого реестра деклараций о соответствии и единого реестра сертификатов соответствия.
Ознакомиться с реестром документов обязательного подтверждения соответствия для уточнения необходимой информации заинтересованные лица могут на официальном сайте Росаккредитации (http://fsa.gov.ru/) в разделе «Реестры».
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРИОБРЕТЕНИИ СТАНДАРТОВ
В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» безвозмездное предоставление документов и копий документов по стандартизации, осуществляется по запросам органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или суда, а также по запросам других лиц за плату, размер которой установлен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. № 805.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», является подведомственной организацией Росстандарта, и в соответствии с Приказом Росстандарта от 1 июля 2016 г. № 846 уполномочен осуществлять распространение документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, международных стандартов, региональных стандартов и иных документов по стандартизации, составляющих Федеральный информационный фонд стандартов, в том числе путем предоставления права распространения таких документов другим организациям на договорной основе. Сведения об организациях, имеющих право распространения документов по стандартизации, в том числе актуализированных сведений, размещаются Росстандартом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке: http://standard.gost.ru/wps/portal/ordercertificate.
С целью приобретения интересующего Вас документа по стандартизации рекомендуем обратиться во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» как к оператору федерального информационного фонда стандартов по адресу: 117418, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2, адрес электронной почты info@gostinfo.ru.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕДУРЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАНДАРТ
Работы по стандартизации регулируются Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также основополагающими стандартами.
Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены национальных стандартов установлены в ГОСТ Р 1.2-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены», вступающим в силу с 1 сентября 2020 г.
При необходимости обновления национального стандарта заинтересованные лица направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием) в секретариат технического комитета, за которым закреплен данный стандарт.
С информацией о профильных технических комитетах по стандартизации можно ознакомиться на официальном сайте Росстандарта по ссылке:
https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/standardization/techcom.
ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?
Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?
Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЁН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСРЕДНИК ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ?
Да, может.
Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.
КАКОВ УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, СООБЩИВШЕГО О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ, ЕСЛИ ЭТОТ ФАКТ НЕ БУДЕТ ДОКАЗАН?
Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ? Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).
ВОЗВРАЩАЮТСЯ ЛИ ВЗЯТКОДАТЕЛЮ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНЫЕ ЦЕННОСТИ, СТАВШИЕ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?
Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.
Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ?
На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.
НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ?
На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВЕННО ЗАВИСИТ ОТ ЗАРУБЕЖНОГО ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ? КАК ОРГАНИЗОВАНЫ РАБОТЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ?
На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПЛАНЫ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПА?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» Минпромторгом России совместно с Росстандартом оперативно разрабатываются приказы об особенностях применения в 2022 году приказов Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905 и Росстандарта от 12 ноября 2018 г. № 2346 в части упрощения процедур, связанных с утверждением типов стандартных образцов или типов средств измерений, а также с продлением срока действия утвержденного типа стандартных образцов или типа средств измерений. Упрощение упомянутых процедур распространяется только на стандартные образцы и средства измерений, произведенные резидентами Российской Федерации. Принятие и вступление в силу указанных приказов состоится в апреле 2022 года.
ПРОВОДЯТСЯ ИЛИ ЗАПЛАНИРОВАНЫ РАБОТЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ СИ, КАК ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА? В ЧАСТНОСТИ, ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАМЕНЫ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В РАМКАХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА СИКН, СИКГ ИЛИ ОФОРМЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ОПИСАНИЕ ТИПА СИСТЕМЫ.
В настоящий момент прорабатывается вопрос допуска к эксплуатации измерительных систем единичного производства, в состав которых входят серийно выпускаемые средства измерений утвержденного типа, в случае их замены при выходе из строя на аналогичные СИ, соответствующее по метрологических характеристикам, с последующей организацией работ по внесению изменений в сведения об утвержденном типе в части замены СИ по процедуре, предусмотренной приказом Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905, в срок до очередной поверки измерительной системы.
Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.
КАКИМ ОБРАЗОМ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РОССТАНДАРТА В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?
Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.
КАК МОЖНО ОПЕРАТИВНО РАЗРАБОТАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ С ТЕМ, ЧТОБЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ В МАКСИМАЛЬНО СЖАТЫЕ СРОКИ ОСВОИТЬ ПРОИЗВОДСТВО И ВЫВЕСТИ НА РЫНОК НОВУЮ ПРОДУКЦИЮ?
По итогам 2021 г. средний срок разработки стандарта в нашей стране составляет 8,8 месяца. Однако при оперативном прохождении всех установленных процедур, весь процесс разработки стандарта может занять всего 3,5-4 месяца, то есть за это время по тем областям и темам, которые связаны с необходимостью развития в Российской Федерации новых производств, реально принять соответствующие ГОСТы. Помимо этого, существует возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), что позволяет использовать эти документы для целей закупок и постановки продукции на производство, не принимая соответствующих национальных стандартов.
ВВЕДЕНЫ ЛИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАКИЕ-ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЯ В РАБОТАХ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ?
Международная стандартизация независима от политики, и Российская Федерация в настоящее время остается полноправным членом этих организаций, обладает полным доступом ко всем стандартам, российские эксперты имеют возможность в онлайн-формате подключаться к базам ИСО и МЭК и принимать участие в разработке международных стандартов. Единственные существенные ограничения связаны с проведением заседаний рабочих групп технических комитетов (ТК) на территории Российской Федерации. Временно замораживается деятельность ТК, секретариаты или председательство которых закреплены за Российской Федерацией. При этом юридически права председательства и секретариата в соответствующих ТК ИСО и МЭК сохраняются.
КАКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ?
Российской системой стандартизации предусмотрена возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов и прямого применения зарубежных и международных стандартов. Российские предприятия имеют возможность пользоваться национальными стандартами тех зарубежных государств, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Например, с Китаем заключено официальное соглашение, позволяющее регистрировать государственные стандарты КНР(GB) в федеральном информационном фонде, в том числе в целях прямого применения на территории Российской Федерации. Существует и практика применения стандартов ГОСТ на территории КНР. В то же время, несмотря на наличие соглашений с европейскими государствами (Германия, Франция, Великобритания), их действие в одностороннем порядке было приостановлено со стороны зарубежных партнёров.
КАК РОССТАНДАРТ МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ УСПЕШНО ЗАМЕЩАТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ?
Представителям бизнеса необходимо оперативно информировать ведомство для решения проблем в рамках работы по импортозамещению. Основополагающий документ ГОСТ Р 1.2 - 2020 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» предусматривает возможность на определенный период приостановить действие того или иного стандарта (или его отдельного пункта) для внесения локальных изменений в соответствующие национальные стандарты в сжатые сроки.
НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕРВИЧНЫХ ЭТАЛОНОВ?
На сегодняшний день в Российской Федерации 160 Государственных первичных эталонов, каждый из которых российского производства. В этой сфере Российская Федерация является независимой от эталонов иностранных государств в части воспроизведения и хранения единиц величин, что позволяет самостоятельно обеспечивать единство и точность измерений по всем направлениям, а также обеспечивать прослеживаемость средств измерений к первичным эталонам.
НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ?
На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВЕННО ЗАВИСИТ ОТ ЗАРУБЕЖНОГО ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ? КАК ОРГАНИЗОВАНЫ РАБОТЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ?
На сегодняшний день в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее – Фонд) зарегистрировано 101 тысяча типов средств измерений. Почти 60% средств измерений, зарегистрированных в Фонде, российского производства. Это существенная доля, по сравнению с 30%, которые были несколько лет назад. Тем не менее, поскольку доля зарубежного измерительного оборудования всё еще сохраняется, Росстандартом с 2019 года проводятся работы по составлению перечня измерительного оборудования российского производства, являющегося аналогом зарубежного измерительного оборудования. Данные этого перечня могут быть представлены в свободном доступе по запросу предприятий.
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПЛАНЫ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПА?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» Минпромторгом России совместно с Росстандартом оперативно разрабатываются приказы об особенностях применения в 2022 году приказов Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905 и Росстандарта от 12 ноября 2018 г. № 2346 в части упрощения процедур, связанных с утверждением типов стандартных образцов или типов средств измерений, а также с продлением срока действия утвержденного типа стандартных образцов или типа средств измерений. Упрощение упомянутых процедур распространяется только на стандартные образцы и средства измерений, произведенные резидентами Российской Федерации.
Принятие и вступление в силу указанных приказов состоится в апреле 2022 года.
ПРОВОДЯТСЯ ИЛИ ЗАПЛАНИРОВАНЫ РАБОТЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ СИ, КАК ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА? В ЧАСТНОСТИ, ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАМЕНЫ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В РАМКАХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА СИКН, СИКГ ИЛИ ОФОРМЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ОПИСАНИЕ ТИПА СИСТЕМЫ.
В настоящий момент прорабатывается вопрос допуска к эксплуатации измерительных систем единичного производства, в состав которых входят серийно выпускаемые средства измерений утвержденного типа, в случае
их замены при выходе из строя на аналогичные СИ, соответствующее по метрологических характеристикам, с последующей организацией работ по внесению изменений в сведения об утвержденном типе в части замены СИ
по процедуре, предусмотренной приказом Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905, в срок до очередной поверки измерительной системы.
Каким образом будут производиться контрольно-надзорные мероприятия Росстандарта в ближайшее время?
Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.
Как можно оперативно разработать национальный стандарт с тем, чтобы в условиях санкций в максимально сжатые сроки освоить производство и вывести на рынок новую продукцию?
По итогам 2021 г. средний срок разработки стандарта в нашей стране составляет 8,8 месяца. Однако при оперативном прохождении всех установленных процедур, весь процесс разработки стандарта может занять всего 3,5-4 месяца, то есть за это время по тем областям и темам, которые связаны с необходимостью развития в Российской Федерации новых производств, реально принять соответствующие ГОСТы. Помимо этого, существует возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), что позволяет использовать эти документы для целей закупок и постановки продукции на производство, не принимая соответствующих национальных стандартов.
Введены ли в отношении Российской Федерации какие-либо ограничения в работах по международной стандартизации?
Международная стандартизация независима от политики, и Российская Федерация в настоящее время остается полноправным членом этих организаций, обладает полным доступом ко всем стандартам, российские эксперты имеют возможность в онлайн-формате подключаться к базам ИСО и МЭК и принимать участие в разработке международных стандартов. Единственные существенные ограничения связаны с проведением заседаний рабочих групп технических комитетов (ТК) на территории Российской Федерации. Временно замораживается деятельность ТК, секретариаты или председательство которых закреплены за Российской Федерацией. При этом юридически права председательства и секретариата в соответствующих ТК ИСО и МЭК сохраняются.
Какими национальными стандартами зарубежных государств на данный момент могут пользоваться отечественные производители?
Российской системой стандартизации предусмотрена возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов и прямого применения зарубежных и международных стандартов. Российские предприятия имеют возможность пользоваться национальными стандартами тех зарубежных государств, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Например, с Китаем заключено официальное соглашение, позволяющее регистрировать государственные стандарты КНР(GB) в федеральном информационном фонде, в том числе в целях прямого применения на территории Российской Федерации. Существует и практика применения стандартов ГОСТ на территории КНР. В то же время, несмотря на наличие соглашений с европейскими государствами (Германия, Франция, Великобритания), их действие в одностороннем порядке было приостановлено со стороны зарубежных партнёров.
Как Росстандарт может способствовать российским предприятиям успешно замещать зарубежных производителей в условиях санкционного давления?
Представителям бизнеса необходимо оперативно информировать ведомство для решения проблем в рамках работы по импортозамещению. Основополагающий документ ГОСТ Р 1.2 - 2020 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» предусматривает возможность на определенный период приостановить действие того или иного стандарта (или его отдельного пункта) для внесения локальных изменений в соответствующие национальные стандарты в сжатые сроки.
Как предприятиям-изготовителям учитывать требования пункта 12.1 ГОСТ Р 58451-2019, в связи с введенными ограничениями на поставку запасных частей из недружественных стран, а также с учетом отсутствия возможности подтверждения безопасности эквивалентных за
ГОСТ Р 58451–2019 «Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения» утвержден приказом Росстандарта от 17 июля 2019 г. № 392-ст с датой введения в действие 1 декабря 2019 г. и на данный момент имеет статус «Действует».
Стандарт устанавливает основные положения для проведения технического обслуживания медицинских изделий.
Приказом Росстандарта от 22 марта 2022 г. №146-ст «О приостановлении действия пункта национального стандарта Российской Федерации» с 25 марта 2022 г. приостановлено действие пункта 12.1 ГОСТ Р 58451–2019.
Одновременно информируем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре. Для обеспечения качества продукции в соответствии с Федеральным законом документы по стандартизации применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
ИМЕЮТСЯ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДОСТУПОМ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И БУДЕТ ЛИ ЗАТРУДНЕНА РАБОТА СИСТЕМ В СВЯЗИ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПОДДЕРЖКИ ИНОСТРАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ?
Доступ к информационным системам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ограничен для государств, входящих в список <недружественных> стран согласно рекомендациям, полученным от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности.
Проблем с функционированием систем не прогнозируется в связи с тем, что при их разработке использовалось программное обеспечение с открытым исходным кодом, а также программное обеспечение, входящее в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ?
На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.
НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕРВИЧНЫХ ЭТАЛОНОВ?
На сегодняшний день в Российской Федерации 160 Государственных первичных эталонов, каждый из которых российского производства. В этой сфере Российская Федерация является независимой от эталонов иностранных государств в части воспроизведения и хранения единиц величин, что позволяет самостоятельно обеспечивать единство и точность измерений по всем направлениям, а также обеспечивать прослеживаемость средств измерений к первичным эталонам.
В ЧЕМ ПРИЧИНА ЗАДЕРЖКИ УТВЕРЖДЕНИЯ ОДОБРЕНИЙ ТИПА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ШАССИ)?
В соответствии с положениями защитительной оговорки (раздел VII) технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" приостановлено подписание ОТТС и ОТШ на колесную технику, импортируемую из стран, вошедших в Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р.
КАКИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДЕЙСТВУЮТ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?
Договор о Евразийском экономическом союзе (2014 г., г. Москва)
https://docs.eaeunion.org/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798-3978-42f3- 9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328e6ef3&l=540294aec3c9-4511-9bf8-aaf5d6e0d169&EntityID=3610
Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0056191/cuc_29102012_526)
актуальные редакции технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) с перечнями документов по стандартизации, обеспечивающих соблюдение их требований и перечнями продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям применительно к каждому техническому регламенту http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/TRVsily.aspx
Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. №621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза»
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16июля 2012 г. №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза иЕдиного таможенного тарифа Евразийского экономического союза» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0055258/cncd_23072012_54
декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации http://pravo.gov.ru/proxy/ips/docbody=&link_id=14&nd=602737786&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=2425++
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/docbody=&link_id=0&nd=602252969&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=%EE%F2+19.06.2021+%E2%84%96+936++&firstDo c=1
деятельности в Российской Федерации в 2022 году»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140039
в них» (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2021 г., регистрационный №63924) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106180054)
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕДУРЕ РАЗРАБОТКИ (ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ) И РЕГИСТРАЦИИ СТО И ТУ
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) стандарты организаций (далее – СТО) разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 Федерального закона. СТО и технические условия (далее – ТУ) разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. ТУ разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 Федерального закона.
При этом требование об обязательной регистрации ТУ Федеральным законом не установлено.
С 1 июля 2019 г. в Российской Федерации вступил в силу национальный стандарт ГОСТ Р 1.3-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению».
ГОСТ Р 1.3-2018 устанавливает общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению ТУ на продукцию, выпускаемую отечественными изготовителями, которые являются документом по стандартизации в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018 при разработке ТУ на изделия машиностроения и приборостроения применяются ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» и другие стандарты Единой системы конструкторской документации, при разработке ТУ на пищевую продукцию применяется ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению», при разработке ТУ на продукцию черной металлургии – ГОСТ Р 58093-2018 «Технические условия на продукцию черной металлургии. Общие правила разработки, утверждения, обновления и отмены».
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕДУРЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СП
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» свод правил представляет собой документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.
Росстандарт наделен полномочиями по регистрации сводов правил, при этом разработка, утверждение, изменение и отмена сводов правил осуществляются разработчиком в установленной сфере деятельности.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕДУРЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАНДАРТ
Работы по стандартизации регулируются Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также основополагающими стандартами.
Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены национальных стандартов установлены в ГОСТ Р 1.2-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены», вступающим в силу с 1 сентября 2020 г.
При необходимости обновления национального стандарта заинтересованные лица направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием) в секретариат технического комитета, за которым закреплен данный стандарт.
С информацией о профильных технических комитетах по стандартизации можно ознакомиться на официальном сайте Росстандарта по ссылке:
https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/standardization/techcom.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРИОБРЕТЕНИИ СТАНДАРТОВ
В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» безвозмездное предоставление документов и копий документов по стандартизации, осуществляется по запросам органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или суда, а также по запросам других лиц за плату, размер которой установлен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. № 805.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», является подведомственной организацией Росстандарта, и в соответствии с Приказом Росстандарта от 1 июля 2016 г. № 846 уполномочен осуществлять распространение документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, международных стандартов, региональных стандартов и иных документов по стандартизации, составляющих Федеральный информационный фонд стандартов, в том числе путем предоставления права распространения таких документов другим организациям на договорной основе. Сведения об организациях, имеющих право распространения документов по стандартизации, в том числе актуализированных сведений, размещаются Росстандартом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке: http://standard.gost.ru/wps/portal/ordercertificate.
С целью приобретения интересующего Вас документа по стандартизации рекомендуем обратиться во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» как к оператору федерального информационного фонда стандартов по адресу: 117418, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2, адрес электронной почты info@gostinfo.ru.